Добавить

Александровский художественный музей

МБУК «Александровский художественный музей»

 

Красный редактор

 

В 2017 году исполняется 100 лет с момента выхода первого номера александровской газеты «Голос труда», которая издается до сих пор. Первым редактором был Степан Базунов, крестьянский сын. О нем сегодня наш рассказ.

 В Александровском художественном музее хранится увесистая мраморная доска в металлическом обрамлении, на которой читается надпись: «Здесь родился и жил Базунов Степан Михайлович – коммунист и первый редактор александровской газеты «Голос труда». Погиб в 1919 г. в боях с белогвардейцами».

Упомянутая доска еще год висела в деревне Базуново на доме, в котором родился, провел детские и юношеские годы Степан Базунов, а появилась в музее с помощью Т.А. Панкратьевой, приходившейся двоюродной племянницей Степану Базунову. Татьяна Анатольевна более восемнадцати директорствовала в Александровском медицинском училище с момента его основания и преподает там же до сегодняшнего времени. Почти полвека занимается медицинской практикой. У нее хранятся фотографии и документы рода Базуновых, которые она нам любезно предоставила. С их помощью мы можем познакомиться с короткой судьбой одного из первых редакторов газеты «Голос труда» Степана Михайловича Базунова.

Два брата-близнеца Иван и Михаил родились в крестьянской семье Ивана Ивановича Базунова в деревне Щеголеново Годуновской волости Александровского уезда. Жили небогато, поэтому с осени уходили на заработки, строили дома. Поставили дом и в родной деревне.

В городе Александрове был выкуплен земельный участок по улице Березки напротив усадьбы Стромиловых. Чуть в стороне на противоположной стороне улицы стоял дом Масленниковых.  Братья построили дом, в котором остался Иван, который стал работать в пожарной команде города Александрова, о чем свидетельствуют фотографии.

Михаил вернулся в родную деревню Щеголеново, где вскоре женился на Ольге Никитичне Червяковой из села Большие Вески.

В 1897 году у Михаила родился сын Степан, затем дочери Мария и Лидия. С ранних лет у мальчика проявилась тяга к учебе и еще была мечта – стать учителем.  В селе Бектышево Переславского уезда помещиками Самсоновыми была открыта школа для крестьян. Степан учится в этой школе.  После этого его, как лучшего из учеников, направили в Поливановскую казенную учительскую семинарию. Все время Степан тянулся к дяде по линии матери Анисиму Никитичу, поскольку считал, что тот его понимает. И когда дядю призвали в действующую армию (началась Первая мировая война), они переписывались.

В декабре 1914 года Степан приезжает на каникулы в родную деревню. Он пишет дяде: «Домой я заявился 22 декабря… Читаю книги: Толстого «Война и мир», Тургенева «Новь», Сервантеса «Дон-Кихот» и другие. Но весь интерес я сосредоточил на политике. Война заняла всю мою душу. Ей я отдаю все свое время. Я радуюсь, когда у нас удача, когда неудача – страдаю…»

Следующее письмо, датируемое 1915 годом: «15 апреля нас отпустили на летние каникулы. Такое решение произошло по причине войны. Отдохну за лето. Работать возьмусь изо всех сил, а в свободное время займусь скрипкой и книгами. Да так и нужно, чтобы развить себя и подготовить к будущей деятельности».

Еще неосознанно, но убежденно Степан готовится к каким-то свершениям. В одном из писем он пишет: «Чувствую и знаю, что из меня что-нибудь и выйдет. Чувствую, что силы есть, они не тронуты пока. Я много имею надежды. Хочется молодость провести бурно. Много чувств накопилось. Того и гляди, что они сорвутся…»

20 июля 1916 года Базунов пишет дяде из деревни Щеголеново: «…Работаю в поле. Но в этот год у меня меньше работы, погода стоит ненастная. Поневоле сидишь дома. В свободное время читаю или пишу письма. Много времени уделяю газетам. Я выписал «Русское слово» на лето. Просвещаю мужичков. В праздники они обычно сходятся к нашему дому и я им читаю газеты, и разъясняю. Политикой увлекаются здорово. А мне с ними интересно…»

Так Степан приобщался к пропагандистской работе, узнавал мысли и настроения крестьян в глубинке.

В одном из писем он пишет: «В праздники хожу в Поварово, а оттуда в Бектышево к своей учительнице Екатерине Михайловне…»

После успешного окончания курса Учительской семинарии, Степан решил, что необходимо продолжить учебу. В одном из писем дяде, датированным 25 июля 1917 года, он пишет: «Дорогой дяденька Анисим… Не буду описывать свою жизнь. Начну с главного. Я поступаю первого августа в военное училище, но не в Москве, а в Павловское военное училище в Петрограде… 26 июля я отправляюсь из дома. Петроград я выбрал потому, что он, как центр политической жизни страны, лучше Москвы и интереснее. Я там был в конце июня. Ездил с ходатайством о разрешении потупить в учительский институт. Был в Министерстве народного просвещения. Ходил по всем почти департаментам. Везде отказали. Значит, я потерпел полное поражение. Осталось только одно – идти в военное училище… Ведь Родина – накануне гибели. Все это заставило меня не избегать военной службы, а идти добровольно на служение Родине».

В учительский институт Степана не взяли, поскольку, как «казенный стипендиат» Учительской семинарии, он задолжал казне 720 рублей и должен был, или выплатить означенную сумму, или отработать по приобретенной специальности четыре года. А в военное училище его не приняли, поскольку происхождением он был из крестьян.

Но Степан не возвращается в родную деревню, а становится солдатом-добровольцем лейб-гвардии Волынского полка. Здесь патриотические чувства юноши потихоньку начали остывать, поскольку полк был всецело под влиянием большевиков, именно этот полк участвовал в февральских событиях 1917 года под лозунгами «Долой самодержавие!»

Степан Базунов оказывается в эпицентре революционных событий в октябре 1917 года, видит и слушает В.И. Ленина, поскольку Волынский полк несет охрану Смольного дворца – штаба революции. Но революционные идеи не сразу овладевают Степаном, в одном из писем он пишет: «Рвешься к идейным развитым людям, ищешь и не находишь. Тоска…» Он долго сомневался и метался, поскольку непросто было разобраться в круговерти той идеологии, так как, кроме большевиков, возникают партии анархистов, эсеров, меньшевиков и другие.

  Степан Базунов понимает, что его место в школьном классе и в 1918 году он возвращается в родную деревню Щеголеново, в которой в то время насчитывалось 60 дворов. Но ему приходится учить детей и взрослых не только грамоте. Его просят выступать на собраниях, он рассказывает о декретах «О мире», «О земле», принятых на II съезде Советов. Видимо, он окончательно принимает новую идеологию и увлекается ею. Дух созидания и свободы захватывает его все больше и больше. Не последнее место, скорее всего, сыграло влияние выше упомянутого «дяди Анисима», прошедшего окопы войны, хлебнувшего тяготы крестьянской жизни. В марте 1918 года Базунов становится членом партии большевиков. Ему поручают организовать молодежь в комсомольские ячейки.

Степан помогает молодежи осознать значимость времени, стать активными организаторами новой жизни. Комсомольская организация города Александрова и уезда начала стремительно расти. Еще в июне 1919 года в ней едва насчитывалось сто человек, а к октябрю того же года в не уже вступили почти тысяча юношей и девушек. Александровская уездная комсомольская организация ко II съезду РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи) становится самой крупной в губернии. На II съезд комсомола от нее поехали шесть делегатов, в их числе – Степан Базунов, первый председатель укома (уездного комитета) РКСМ.

Но не только комсомольцы уезда считали Базунова своим вожаком. Он был также организатором женского движения, внеклассного образования, новой советской школы, уполномоченным  ЧК (Чрезвычайной комиссии) по Александровскому уезду. Очевидцы вспоминали, как Степан собрал женщин в здании бывшей гимназии. А они, солдатки, вдовы, забитые нуждой, оробели перед человеком, который был, по сравнению с ними, почти мальчишкой. Но как пламенно и доходчиво он перед ними выступил. Был организован женсовет и многие вступили в партию большевиков. Это Елена Стасевич, Поля Козлова, Настя Романова и другие.

Кроме всего перечисленного Степану Базунову поручили  в 1918 году быть редактором уездной газеты «Голос труда». Также ему было поручено быть «организатором деревни», поскольку никто из уездных активистов, кроме Базунова, не знал настроения крестьян. Для работы в редакции  Степан привлек своих сверстников, бывших гимназистов И. Любимова, М. Запрудного,  П. Русакова.

Каждый день, вспоминал потом И. Любимов, в редакцию приходили десятки крестьян к «Степану Михалычу», как они все уважительно называли юношу, задавали ему вопросы, просили разъяснения и советов. Степан с каждым отдельно беседовал, разъяснял, советовал.

В то время публикации шли под псевдонимами, «Глаз», «Свидетель», «Посторонний». Часто можно было увидеть  под статьями подпись «Советский». Это – Степан Базунов. Он работает над вопросами воспитания молодежи, по объединению культурно-просветительных организаций уезда, по внешкольному образованию. Речь шла о ликвидации неграмотности, создается широкая сеть Ликбезов. Молодежь ходила по домам и обучала народ, не взирая на возраст. Базунов часто выступает на совещаниях и собраниях среди работников села, призывая честно обрабатывать свою и общественную землю, сообща участвовать в трудовой повинности по обработке земли. Все чаще Степан засиживался за редакторским столом. Как правило, ночевал в кабинете, подложив под голову телогрейку, укрывался солдатской шинелью.  

В это время в стране в самом разгаре гражданская война. В 1919 году создается угроза поражения Советской власти. В это время центр вооруженной борьбы переместился на Южный фронт. Повсеместные крестьянско-казацкие восстания дезорганизовали тыл Красной армии. В создавшихся благоприятных условиях Добровольческая армия разгромила противостоявшие ей силы большевиков и вышла на оперативный простор. К концу июня она заняла Царицын, Харьков,Екатеринослав, Крым. 12 июня 1919 года Деникин официально признал власть адмирала Колчака как Верховного Правителя Русского государства и Верховного Главнокомандующего русских армий.

 Многие александровские комсомольцы и коммунисты уходят на фронт. Стал проситься на фронт и Степан Базунов. Но в укоме (уездном комитете) партии его считали «незаменимым». Действительно, не было в Александрове столь одухотворенного человека, который брался за всякое дело с воодушевлением и обязательно доводил его до конца. Поэтому его долго не отпускали. Степан подчинялся партийной дисциплине, но при случае, вновь и вновь просился на фронт.

Однажды, когда Базунов проводил собрание по мобилизации на борьбу с Деникиным, из толпы ему крикнули: «Нас агитируешь, а сам, молодой, в тылу отсиживаешься!» После этого Степана было не удержать. Он категорически заявил в укоме партии, что должен ехать на Южный фронт. «Конечно, я нужен и здесь, - горячо говорил он, - понимаю. Кулаки, эсеровское и меньшевистское отребье поднимают голову. Надеются на скорую победу балогвардейцев, восстановление власти помещиков и капиталистов. Но там, на Южном фронте, сейчас решается судьба социалистической революции!»  Наконец-то с его доводами согласились.

В сумерках Базунов приехал в Щеголеново, чтобы проститься с родными, а на рассвете он уже покидал родные просторы, как оказалось, навсегда. В ту ночь, что Степан провел в родном доме, спал мало. При свете коптилки он писал статью в газету «Голос труда». По дороге на вокзал, забежал в редакцию газеты и передал статью сотрудникам. 14 октября 1919 года Степан Базунов выехал на фронт, а 17 октября в газете была опубликована его статья «Крестный путь». Здесь мы видим, что революционные идеи полностью овладели им и он сам готов, и призывает других до конца отстаивать их.

«Старушка история очень мало знает радостных страниц жизни человечества. Если проследить его жизнь и развитие, то, кроме страданий и лишений, мы ничего не увидим.

Прошлая жизнь – это тюрьма, в которой человечество томилось и прозябало тысячи лет. Нам, сбросившим рабство, все это прошлое кажется таким жалким и позорным, что возвратиться к нему будет также невозможно, как и несколько раз умереть.

Если суждено истории переход от рабства и капитализма к свободе, и коммуне совершить через горы трупов, море крови и слез – то пусть. Нас не пугает этот «кошмар». Мы готовы и уже вступили в схватку со старым миром. И мы похороним его, каких бы это усилий и жертв не стоило.

Для нас, вступивших в борьбу за освобождение человечества, поворота быть не может. Позади мы оставляем только цепи рабства, которые снова придется надеть, если мы не сумеем победить.

А потому – вперед! К созданию всемирной братской коммуны! Наступил момент последней решительной схватки… Да здравствует всемирное восстание угнетенных! Да здравствует Всемирная Коммуна трудящихся!»

Полк, в котором воевал Степан Базунов, подошел к Черкассам. Город был занят войсками Деникина. Командованием полка было решено послать бойцов в разведку. Одним из первых вызвался пойти Базунов.

«Шел первым, за ним тянулась цепочка красноармейцев. Неустрашимый Степан так увлекся, что не мог своевременно разглядеть засаду деникинцев, был окружен и захвачен», - строки из письма однополчанина Елисейчева в редакцию газеты «Голос труда». Когда в город вошла его часть – нашли обгорелые части тела Базунова с простреленной грудью и вырезанной звездой на груди. На тот момент Степану Базунову было неполных 22 года.

В 1920-е годы понимали роль примера Базунова для воспитания молодежи. На центральной площади был воздвигнут обелиск в честь героя революции, а у здания типографии, что находилась на этой же площади, стоял его бюст. В 1922 г. деревню Щеголеново, где родился Степан Базунов, переименовали в Базуново, а Годуновскую волость – в Базуновскую. Одна из улиц г. Александрова была названа именем Базунова.

В 1977 году редакцией газеты «Голос труда», первичной организацией Союза журналистов СССР была учреждена ежегодная премия имени Степана Михайловича Базунова. Размер премии 50 рублей.

Такова жизнь и судьба героя своего времени Степана Михайловича Базунова, за которым в Советское время закрепилось звание «Красный редактор».

 

В. Ревякин, зав научно-исследовательским отделом АХМ,

председатель историко-краеведческого клуба «Отечество»

           Степан Базунов                          

 

сидит: Лидия Михайловна, сестра Степана Базунова, стоит Анна Ивановна, двоюродная сестра С. Базунова

 Дом в деревне Базуново, в котором родился Степан Базунов

 

 


Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте